Жилища эпохи железа строились в основном в виде карадамов (переводится как «черный дом»), встретить сегодня такие жилища  практически

Карадам

Карадам

невозможно, хотя этот тип полуподземного строения являлся  традиционным  и существовал  на протяжении столетий, вплоть до начала ХХ века.  Видный археолог Азербайджана А. К. Алекперов отмечал, что карадамы — одна из древнейших форм  жилищ с деревянным ступенчатым покрытием в горных районах Азербайджана.

Поселения с карадамами обнаружены на правом берегу р. Куры в Мингечауре, на склоне горы Казанлыдаг. Характерно, что дома такого типа встречались в Мингечауре и в бронзовый век.

Интересно отметить, что в эпоху железа погребальные камеры делались в форме наземного жилища, что подтверждается археологическими исследованиями. Так, в Мингечауре была выявлена могила размером 10х7 м и глубиной 3,5 м, где пол был утрамбован и частично покрыт циновкой. Часть стенки могилы оштукатурена. Над могильной камерой настилались толстые бревна, расстояние между которыми было не больше 7 — 8 см. На них клали жерди и хворост, далее покрывали камышом, соломой, затем засыпали землей.

Результаты археологических исследований показали, что в эпоху железного века (X—III вв. до н. э.) население Азербайджана жило в землянках, полуземлянках «карадамах», каменных домах и т. п. Необходимо отметить, что карадамы являются широко распространенным типом древнего жилья в Азербайджане.

Конструкция карадамов сводится к тому, что на прочных опорных деревянных столбах, в одних случаях — внутренних, в других пристенных, возводится из балок и бревен перекрытие, которое поднимается суживающимися ярусами вверх, образуя ступенчатый свод с отверстием вверху, служившим для освещения и выхода дыма. Поверх перекрытия укладывали сплошной настил из дощатой опалубки или камыша, а затем засыпали землей с последующей утрамбовкой. Карадамы, в основном, врывались в склоны местности и в них сохранились еще грунтовые стены и пол.

Карадам можно назвать жилищем большой семьи, так как в нём, особенно в горных районах, люди жили большими  семьями. В карадаме всегда было полутемно, единственным окном служило небольшое отверстие для дыма по центру куполообразной крыши. В зимнее время огонь в очаге поддерживался и днём, и ночью,поэтому часто в помощении было слишком задымлено и поэтому приходмлось или покидать комнату,или же ждать пока дым не рассеется через небольшое окошко.  Неудивительно, что вся глиняная штукатурка стен и потолок чернели  от блестящей маслянистой сажи. Отсюда и название – “черный дом”. Мебели в карадаме почти не было. У стены, противоположной входу, стоял ящик «кэнди» для хранения зерна. В мафрашах хранилась постель. Очень распространенным был «чарпаи» – подобие  деревянной тахты со спинкой, на котором складывали матрасы, одеяла, подушки. У стены, в которой проделана дверь, обыкновенно стояла домашняя утварь, котлы и т. д.

У бедняков, зачастую, не было даже такой примитивной мебели, как «кэнди» и «чарпаи». Вместо этого у стен строились низкие помосты из досок. Повседневная жизнь семьи проходила в помещении карадама непосредственно на полу.

Несмотря на относительную примитивность, конструкции перекрытий карадамов отразили возросшие технические возможности древних строителей. Деревянные ступенчатые своды этого типа жилища, в известной степени, связаны с композиционно-конструктивными принципами, получившими развитие в монументальной каменной архитектуре древней и средневековой  Грузии  и отчасти Азербайджана.

Сведения о строительной культуре Азербайджана в период возникновения Мидийского государства очень скудны, а имеющиеся материалы относятся в основном к иранскому Азербайджану. Письменные источники, сообщения античных авторов указывают на строительство здесь сильно укрепленных крепостей. В частности, можно указать на сообщение Геродота о том, что мидяне построили большой дворец, носящий название Актабан и возвели вокруг него мощные крепостные стены. О других городах Мидии также имеются упоминания в письменных источниках.

К памятникам мидийского зодчества относятся многочисленные скальные гробницы,находящиеся в районе озера Урмия. Высеченные в скалах они состоят из двух помещений.

Источник:

К.М. Мамед-заде Строительное Искусство Азербайджана( с древнейших времен до XIX в.)