Мавзолей «Гюлистан» в сел. Джуга —«Райский сад», находится близ г. Джульфы, в лесной лощине и расположен непосредственно на берегу р. Аракс. Он представляет собой двенадцатигранную башню,стоящую на мощном постаменте. Квадратный в плане, он, с помощью клинообразно срезанных в двух плоскостях углов, переходит во втором ярусе в двенадцатигранник. Постамент завершен сильноразвитым карнизом, над которым высится основной объем гюмбеза. Плоскости граней верхнего объема покрыты сложной и тонкой орнаментацией. Венчающая часть сооружения —шатер — не сохранилась.

Снаружи план мавзолея — правильный квадрат, внутреннее пространство которого некогда было разделено купольным перекрытием на два помещения: склеп, расположенный на уровне земли, и камеру, представляющую собой в плане правильную окружность диаметром 4,60 м. Стены ее, вверху переходящие в эллиптический купол, оштукатурены гажей.

Стены склепа выложены идущими в четыре ряда большими каменными плитами, образующими в плане неправильный многоугольник.

Связь между склепом и верхней камерой, вероятно, отсутствовала, так как и в других гюмбезах, являющихся стилистическими и хронологическими аналогами мавзолея «Гюлистан»(мавзолеи Ахлата, Эрзерума, Вастана), эта связь также отсутствует.

Цокольная часть облицована восемью рядами тщательно притесанных крупных камней.

В каждом ряду кладки сначала укладывались скошенные угловые камни, а затем заполнялся промежуток между ними. Со второго ряда кладки углы цоколя мавзолея сужены вверх двумя гранями, образуя, таким образом, переход к верхней половине сооружения — правильному двенадцатиграннику. Переход подчеркнут лентой меандрового орнамента, идущего под карнизом поясом по всему периметру мавзолея.

Над лентой орнамента сталактитовый карниз, отделяющий верхнюю часть мавзолея от цоколя. Сильно выступающий из плоскости стен карниз охватывает кольцом весь объем мавзолея и имеет трехчастное членение. Нависающая часть его поддерживается сильно выдвинутыми вперед ребрами крупных сталактитовых ячеек.

Переход к плоскости стен осуществлен при помощи своеобразных пальметок, характерных для многих памятников эпохи сельджуков.

По наружной вертикальной плоскости среднего членения карниза проходит ритмический ряд стрельчатых врезных арочек. Карниз завершен волнообразной поверхностью, также образованной веерообразно развернутыми, но в обратном направлении, пальметками. Одна сторона их примыкает к плоскостям верхних граней мавзолея, другая же образует венчание сталактитового пояса. Двенадцать граней верхнего объема мавзолея «Гюлистан» обрамлены идущим по ребрам плоскостей граней замкнутым двойным жгутом, завершающимся вверху трехлопастной стрельчатой аркой. Поверхность граней заполнена сложным геометрическим орнаментом, искусно высеченным на камне.

В членениях и архитектурном декоре двенадцатигранного корпуса мавзолея «Гюлистан» явственно прослеживаются приемы, выработанные Аджеми Нахичевани.

Форма наружного покрытия мавзолея в Джуге точно не установлена, поскольку от него совершенно не осталось следов. Верхние части барабана не сохранили никаких элементов перехода от многогранника к кругу. Резко подчеркнутые жгутами ребра граней барабана мавзолея требуют не менее четкого в своих очертаниях завершения, вероятнее всего, двенадцатигранного шатра.

Памятник ориентировочно датируется концом XII или началом XIII в.

Реклама