В числе инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана занимают ведущее место мосты, нередко искаженные многочисленными

Худаферинские мосты

Худаферинские мосты

перестройками.
История строительства мостов в Азербайджане уходит в глубокую древность. Есть предание, что в Азербайджане в период походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) строилось много мостов на двух больших дорогах — одной, ведущей на север и пересекающей реки Куру и Аракс и, другой, шедшей из Экбатани на запад. Ни один из этих мостов не сохранился.
Размещение мостов и их строительство на территории Азербайджана связано с социально-экономическим развитием страны и ее географическим положением. Здесь скрещивались мировые торговые пути. Мосты в Азербайджане строились на дорогах, связывающих торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита.
Сохранившиеся на территории Азербайджана мосты часто представляют конструктивные решения, смелые для строительной техники того времени, и отличаются как структурой, так и размерами. Это объясняется назначением мостов и природными условиями их расположения.
При возведении мостов пользовались разнообразными строительными материалами. Их конструктивная схема и архитектурная структура, наряду с возможностями техники той эпохи, обуславливалась еще строительными возможностями материала.
Разнообразные способы кладки из камня и кирпича — комбинированная кладка, подбор материалов по цвету, введение в бутовую кладку поясов из кирпича, облицовка тесаным кам-
нем, уложенным чередующимися широкими и узкими рядами, хотя и влияли существенно на художественный облик мостовых сооружений, но не определяли основной их стуктуры.

Применение каркасов в кладке мостов, прокладок из кирпича, заключенной в рамки кладки из булыжника и колотых валунов, устройство волнорезов, использование под устои моста естественных выходов скал, все это значительно увеличивало устойчивость мостов от воздействия вешних вод.
С точки зрения конструктивной схемы, все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролетов, отличаясь друг от друга лишь очертаниями и размерами арок.
В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек, от одного до пятнадцати пролетов и длиной до 200 м.

Источник:

К.М. Мамед-заде Строительное Искусство Азербайджана( с древнейших времен до XIX в.)

Реклама