Несмотря на то, что здание сильно разрушено, архитектурные особенности и композиционное решение позволяют датировать его VI — VII вв..

Рисунок восстановленного храма

Рисунок восстановленного храма

Основу плана составляет круг, внутри которого расположен тетраконх, акцентированный в углах четырьмя мощными пилонами, образующими подкупольный квадрат. Позади пилонов и по обводу апсид тетраконха расположены колонны, поддерживавшие в прошлом верхнюю цилиндрическую часть здания. К расположенной вокруг тетраконха обходной галерее, с востока примыкают два небольших, прямоугольных в плане придела с апсидами, а поосям других сторон — входные порталы. Вокруг внешней стены, возможно, существовала открытая колоннада, объединявшая наружные приделы. Строительная техника в Леките аналогична Кумской базилике. Кладка стен несколько ниже по качеству вследствие недостаточно тщательного подбора и обработки булыжного камня. В наиболее ответственных конструктивных частях применялся тонкий квадратный кирпич хорошего обжига; наряду с ним использовался также и тщательно тесаный плотный известняк. Грубоколотый булыжный камень применен только в кладке стен; кирпич встречается, в основном, в кладке пилонов и колонн;известняк, так называемый «шириндаш», употреблялся для обработки порталов, в построении колонн интерьера и наружных пилястр.

По внешнему облику храм в Леките представлял собой трехъярусную центрально-купольную композицию, родственную многим культовым сооружениям Закавказья. Типологически и хронологически он близок, в первую очередь, храму в Босре. Это обстоятельство позволяет считать, что господствовавшие в странах христианского Востока архитектурные идеи распространялись и в Закавказье. Описываемый храм можно считать одним из наиболее ранних памятников типологически общей группы центрально-купольных сооружений, существенно повлиявшей на дальнейшее развитие раннесредневековой архитектуры Закавказья.
Значительный интерес для характеристики развития архитектуры

Остатки храма Лекит

Остатки храма Лекит

Азербайджана в рассматриваемый период представляют остатки группы культовых сооружений, обнаруженных на берегу р. Куры, в районе строительства Мингечаурской гидроэлектростанции. В отличие отправобережья, на котором расположено древнее могильное поле, на левом берегу, на территории городища Судагылан, очевидно, находилось крупное поселение. В этом районе, поросшем невысоким кустарником и травой, берег сильно всхолмлен и усыпан черепками красноглиняной, черноглиняной и в особенности многоцветной глазурованной посуды.

Здесь в результате археологических раскопок был обнаружен храмовый комплекс, представляющий значительный интерес среди культовых сооружений рассматриваемого периода.

Построенный в VI — VII вв, храм состоял из нескольких культовых объемов, в одном из которых находилось главное помещение комплекса — молельный зал. В восточной части зала сохранились остатки полукруглой апсиды. Стены храма возведены из кирпича-сырца. Сооружение было некогда покрыто черепицей на деревянной основе. Интересно также небольшое погребальное сооружение, цилиндрический свод которого выведен системой «наклонных отрезков» из хорошо обожженного кирпича квадратной формы. В главном зале храма обнаружены многочисленные архитектурные детали. В первую очередь отметим четырехугольную в плане большую каменную капитель, фасадная плоскость которой украшена зооморфным изображением символического характера. Два рельефных изображения стилизованных павлинов обращены к находящемуся в центре цветку-древу жизни, также условно трактованному. Сюжет и трактовка изображения позволяют отнести его к «сасанидскому» художественному кругу.

Крупными выкружками плоскости капители переходят в служащую абакой полочку, на которой  знаками албанской письменности начертана надпись, до настоящего времени не расшифрованная.

О богатстве былого убранства интерьеров комплекса свидетельствуют

Конструктивное описание реставрации храма Лакит

Конструктивное описание реставрации храма Лакит

многочисленные фрагменты архитектурных украшений, обнаруженные главным образом в зале храма. Среди них встречаются фрагменты стенной штукатурки с росписями, выполненными растительными красками и элементы архитектурных деталей, выполненных из камня.

Остатки сырцовых стен, обнаруженные несколько южнее рассмотренного комплекса культовых построек, позволяют предполагать, что они принадлежат другому сооружению подобного же типа и назначения — одноапсидному храму.

Рассмотренные памятники архитектуры свидетельствуют о наличии развитой строительной техники, определившей смелость конструктивных решений. Стилистическая близость названных архитектурных сооружений, убедительно подтверждают наличие взаимосвязей и взаимовлияний в культуре народов Закавказья.

Источник:

К.М. Мамед-заде Строительное Искусство Азербайджана( с древнейших времен до XIX в.)

Реклама