Соборная площадь  с 1939 г. была переименована  в площадь Сабира.

Недалеко от Парапета находилось заброшенное мусульманское кладбище;

Жилой дом на Воронцовской ул., 19. Фрагмент

Жилой дом на Воронцовской ул.,(ныне И. Сафарли)

долгие годы оно оставалось пустырем. Христианское духовенство добивалось отвода этого участка для постройки православного собора, но губернское начальство отклоняло подобные притязания, дабы не затрагивать религиозные чувства мусульманского населения. Почетные граждане города мусульмане в 1879 году предложили благоустроить территорию мусульманского кладбища — охватить ее оградой, засадить кипарисами и инжирными деревьями, а на свободном от могил месте построить медресе.

Если бы обширная территория бывшего кладбища была озеленена, то в центре города мог появиться крупный зеленый массив, совершенно не уступавший по площади Михайловскому (позднее Губернаторскому) саду. Таким образом, среди жилых плотно застроенных кварталов возник бы не только сад, служащий местом отдыха населения, но появилось бы композиционное ядро, объединяющее систему скверов и площадей города.

В 1884 году территория кладбища была урегулирована на средства города: устроены тротуары и через кладбище открыт проход на Спасскую улицу. Фактически эта территория уже была подготовлена к строительству собора. 8 октября 1888 года осуществлена торжественная закладка здания. Проект храма в псевдорусском стиле принадлежал академику Р. Р. Марфельду. Для руководства строительством из Петербурга в 1891 году приехал архитектор Д. А. Тесьмин, который, ознакомившись с проектом и условиями строительства, руководить работами отказался.

Вместо Тесьмина по предложению Технического строительного комитета Министерства внутренних дел в Баку в том же году приехал гражданский инженер И. В. Гославский. Будучи производителем работ на постройке собора, он в 1892 году вступил на должность городского архитектора. Можно утверждать, что именно с этого времени в Баку началось становление профессиональной архитектуры.

Гославский «внес в строительство те художественные элементы, которые и заставляют сотоварищей по зодчеству тянуться к лучшим замыслам и исполнению, и населению относиться более отзывчиво к эстетическим требованиям», — писал журнал «Зодчий».

Масштаб площади не соответствовал такому огромному сооружению, как

Мечеть Таза-пир с птичьего полета. Фото 1970-х гг.

православный собор. Однако малоэтажное окружение хорошо подчеркивало пирамидальный объем собора. Возведенным на высоком холме западной части города, он был великолепным ориентиром и выделялся на фоне неба своей подчеркнутой вертикальной композицией. Собор был виден в городе со всех точек издалека и представлял в застройке Баку единственную архитектурную композицию такого значения. С ним не могла спорить ни одна городская постройка.

Именно поэтому православное духовенство настаивало на запрещении строительства соборной мечети на Николаевской улице, а затем при постройке мечети Таза-пир добивалось отмены второго яруса минаретов, которые благодаря своей высоте и выразительному силуэту могли бы соперничать с собором.

После окончания строительства собора (конец 1897 г.) началась подготовка площади к благоустройству. Площадь в глубине участка засадили деревьями засухоустойчивых пород, создав фон для здания, а перед храмом для большей парадности разбили декоративные клумбы. В соборную площадь была превращена только часть территории мусульманского кладбища, остальная же оставалась свободной и тяготела к Базарной улице.

Духовное ведомство решило выгодно использовать центральное положение этого участка и сдало его в аренду торговой фирме «Товарищество

Мечеть Таза-пир. Реконструкция. Рисунок Ш. С. Фатуллаева

Александро-Невских рядов». 25 января здесь заложили Александро-Невский рынок, сооруженный в формах модерна, с отголосками ордерной структуры. Этот рынок представлял собой хорошо благоустроенное сооружение типа пассажа, где все торговые операции совершались под общей кровлей.

В здании использованы современные отделочные материалы, такие, как глазурованный кирпич. Рынок имел ледоделательный завод и электрическую станцию. Утилитарный комплекс рынка отразил рационалистические тенденции архитектуры начала XX века, что особенно сказалось па планировке и трактовке внутреннего пространства.

Из окружающей Соборную площадь застройки можно выделить лишь трехэтажное здание Каспийско-Черноморского нефтепромышленного общества и дом М. Мухтарова (ныне Дворец счастья).

Здание Общества строилось в 1898-1899 годах по проекту гражданского инженера К. Б. Скуревича в неоготическом стиле. Великолепно выполненное из известняка, оно являлось одной из активных архитектурных доминант площади и улицы.

Дом Мухтарова построен в 1911 -1912 годах по проекту гражданского инженера II. К. Плошко и в отличие от здания Общества трактован более эффектно. Французская готика определяла его архитектурную сущность, широко и проникновенно запечатленную в камне. Выразительна силуэтная композиция дома, выделяющаяся не только в окружающей застройке, но и в городском ландшафте.

Это здание оказалось последним звеном в процессе формирования Соборной

Мечеть Таза-пир с птичьего полета. Фото 1970-х гг.

площади, получившим архитектурное выражение в наиболее завершенном виде. Застройка, сформировавшаяся между Парапетом и Соборной площадью, и архитектурное решение Николаевской улицы, дополняя друг друга, создали своеобразную композицию. В этом районе города сложилось интересное архитектурно-планировочное ядро, объединенное Соборной площадью и Парапетом, где застройку представляли гостиницы, караван-сараи современного типа, торговые ряды и просторные магазины. От исторического центра города оказались несколько оторванными важные градостроительные элементы восточной части Приморского района, такие, как Мариинский сквер, Театральная и Биржевая площади.

Источник:

Градостроительство Баку XIX – начала XX веков (Ш. Фатуллаев)

Реклама