Первоначально одноэтажное здание на Врангельской улице было в 1860-ом году на основе проекта бакинского городского архитектора Касым-бека Гаджибабабекова перестроено в караван-сарай. Новый хозяин караван-сарая заказал Гаджибабекову надстройку 2-го этажа.

В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа, после чего оно стало функционировать как гостиница с характерным для эпохи названием «Метрополь».

Сведения о постройке здания гостиницы «Метрополь»:

Гаджибабабеков Касым-бек (1811-1874 гг.), архитектор.
Тип проекта или постройки — двухэтажный караван-сарай. Дата составления проекта — 1860 г. Дата постройки — 1860-е г. Местонахождение — Баку, Врангельская ул., 24 .
Никитин Александр Андреевич (1878 — 1952 гг.), гражданский инженер.
Тип проекта или постройки — Гостиница «Метрополь». Дата составления проекта — 1914 г. Дата постройки — 1915 г. Местонахождение — Баку, Врангельская ул., 24.

Владельцем гостиницы был Гаджи Гаджи Ага Дадашев. Он сдавал здание в аренду, а деньги, получаемые за аренду отеля, перечислял в фонд для сирот и бездомных. На первом этаже гостиницы находился мануфактурный магазин Фархадзаде «Гаджи, бери бах» здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.

На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и «Французский магазин» модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.

В 1918-1920 г.г. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.

В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.

В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.

Здание бывшего каравансарая было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимаются архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Гусейнов, создавшие за шесть лет «лицо» музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет. Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы «Метрополь» художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально — романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.

Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви  в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.

В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.

Общая площадь музея 2500 кв.м. Из них под экспозицией занято 1409 кв.м., под фондами 173 кв.м.

По оси арок установлены статуи выдающихся писателей и поэтов Азербайджана: Мухаммеда Физули (скульптор Ф.Абдуррахманов), М.П.Вагифа (скульптор С.Кляцкий), Мирзы Фатали Ахундова (скульптор П.Сабсай), Хуршид Бану Натаван (скульптор Е.Трипольская), Джалила Мамедкулизаде (скульптор Н.Захаров) и Джафара Джаббарлы (скульптор С.Кляцкий). Декоративный лепной орнамент, ажурные деревянные решетки шебеке, оригинальная мебель украшают экспозиционные залы музея.

На сегодняшний день музей имени Низами Гянджеви является крупнейшей и богатейшей сокровищницей азербайджанской духовной культуры. Здесь хранятся ценные материалы по многовековой азербайджанской литературе от ее истоков до наших дней. В 26 залах музея представлены экспозиции более 3 тысяч рукописей, редкие книги, воспоминания писателей, портреты, скульптуры, иллюстрации, миниатюры и другие. В музее находятся поэма Низами «Искендер-наме», написанная в 1413 году, Физули «Бянкю-Баде», написанная в 1569 году (экземпляр переписанной рукописи), Ахундова «Восточная поэма о смерти Пушкина», автографы и другие экспонаты большой ценности. В отделе научного фонда охраняются более 75 тысяч ценных предметов. Экскурсии ведутся на азербайджанском, английском, русском, фарсидском языках.
«Когда-то на здании Музея Низами — на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика — Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы , швейцарской фирмы «Борель» были изготовлены в 1850 году специально для Баку и безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный «шкаф» с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.
— Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница «Метрополь», не стало. Куда они подевались, неизвестно. – вспоминает часовой мастер И.Гасанов.»

Источники:
Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX — начала ХХ веков
газ. «Азерб. известия»
Реклама