Константин Иванович Сенчихин родился в 1905 г. в Баку и отдал нашему городу всю свою жизнь, все свои знания, опыт, талант.

Автор зданий, которыми любуются не только жители города, но и приезжие, он долгое время работал директором Бакметропроекта, руководил строительством Бакинского метрополитена. Во времена его молодости коллеги называли Сенчихина бакинским Корбюзье, отдавая дань его стилю, совмещающему модерн и монументализм. Константин Иванович окончил Азербайджанский политехнический институт в 1925 году. Среди его соучеников такие талантливые архитекторы, как историк архитектуры академик АН Азербайджанской ССР Садых Алекпер оглы Дадашев и народный архитектор СССР академик АН Азербайджанской ССР доктор архитектуры и профессор Микаэль Алескерович Усейнов.

В Сабунчи находится первое здание, построенное по проекту Константина Ивановича, — Фабрика-Кухня. Оно отличается от всех остальных строений города, привлекая внимание стилем и красотой. Это был его дипломный проект.

Одну свою командировку Сенчихин запомнил на всю жизнь. Это случилось в 1930-х годах. Как-то раз его вдруг вызвали к начальнику НКВД г. Баку. На прием шел, как на смерть, попрощавшись с семьей. В приемной он с удивлением увидел своего коллегу,архитектора Гусманa. Почти не переговариваясь, они сидели там, ожидая беды. Наконец открылась дверь, начальник пригласил обоих архитекторов в кабинет, усадил за приставной стол. Свой разговор с ними он начал со слов о важной роли архитекторов Советского Азербайджана в строительстве красивых зданий для будущих поколений. Далее он сказал, что эта миссия в Баку будет поручена им, как представителям первого поколения архитекторов Советского Азербайджана. Затем объяснил, что для выполнения этой миссии им необходимо будет поездить по городам Советского Союза, посетить исторические места, увидеть интересные с точки зрения архитектуры здания.

«Знаю, что это не легко и не дешево,— сказал он, открывая дверцу сейфа и извлекая оттуда стопки денег. — Это на ваши расходы по поездкам. Мы доверяем вам, уверены, что вы распорядитесь этими деньгами мудро. Берите деньги, поезжайте с семьей на несколько месяцев, а по возвращении начнете работу над важными проектами для Баку”.

Архитекторы вышли из здания НКВД, настолько ошарашенные счастливым концом этой встречи, что только потом сообразили, что деньги им дали безо всякой расписки. В поездку по стране Константин Иванович взял свою жену, Софью Леонидовну.

Зданий, возведенных по проектам Константина Ивановича, в городе очень много. Каждое из них имеет свое лицо. Архитектор по праву гордился такими проектами, как Азербайджанский Медицинский Институт, Интерьер Клуба им. Дзержинского, Спортивный Комплекс ”Динамо”, бывший Штаб ПВО Закавказского Военного Округа (ныне Министерство Обороны Азербайджана), комплекс жилых и административных зданий на перекрестке улиц Бакиханова и С. Вургуна, Дворец Культуры в пригороде Баку Локбатане…

Среди наиболее известных зданий, автором которых был Константин Иванович, — ”Монолит”,”Дом Артистов” ”Дом Специалистов”.

”Чкаловский подъем”
Архитектурное решение сада и всего ландшафта этого одного из красивейших мест в центре Баку до сих пор радует и жителей и гостей города. Профессиональный строитель, старожил города Баку, Заслуженный Строитель Азербайджана, архитектор А. Шахбазов в 1990 году говорил, что даже по прошествии многих лет его поражает оригинальность решения и тонкий вкус, заложенный в проект этого уникального объекта.

”Ложный Баку”
В период Великой Отечественной Войны этот проект сыграл важную, если не решающую роль в обороне города, имевшего очень важное стратегическое значение. Дело в том, что большая часть горюче-смазочных материалов шла на фронт из Баку, поскольку добывавшаяся здесь уникальная по составу нефть практически не требовала переработки.
Зная о плане захвата Баку фашистской Германией, Генеральный Штаб Обороны принял решение о маскировке отдельных объектов и всего города на случай бомбардировок с самолетов, особенно опасных в ночное время.

Архитектор К.И. Сенчихин был назначен начальником службы маскировки города. В его распоряжение выделили самолет, чтобы у него была возможность наблюдать объекты с высоты полета и в ночное, и в дневное время.
Константин Иванович спроектировал, сконструировал и отстроил ложный Баку в 30 км от настоящего города. Более того, он спроектировал и построил конструкции, имитировавшие движение автомобилей, городских трамваев с искрами от проводов и поездов. Масштабы ложного города должны были соответствовать реальному и не вызывать сомнения во время облета. Вся работа по проекту и строительству была выполнена за очень короткий срок. За два дня до приезда комиссии Генерального Штаба из Москвы Сенчихин представил результат работы местным властям.

Представителям местных властей работа по маскировке и строительству ”Ложного Баку” не понравилась. Они предупредили архитектора, что его ждут серьезные неприятности. Константин Иванович стал ждать прибытия комиссии из московского Генерального Штаба, как приговора.

Вместе с представителями местных властей члены Комиссии несколько раз облетели ”Ложный Баку” и реальный Баку в ночное время, а Сенчихин на земле ждал сурового вердикта. Наконец приземлились, и прямо на аэродроме начали обсуждать впечатления.
Председатель Комиссии спросил представителя местных властей, кто автор проекта, и ему представили автора. Константин Иванович рассказывал:

«Я думал, они расстреляют меня там же на месте. К всеобщему удивлению генерал из Москвы подошел ко мне, пожал руку и сказал: ”Спасибо за очень хороший и уникальный проект, который Вы сделали для нашей страны. Это так реально, что даже я, зная, что это не настоящий Баку, не мог заметить разницы. Хорошая работа, и еще раз Вам спасибо.” В тот момент я почувствовал, как с меня спало напряжение, в котором я жил все последние дни. Чувство освобождения было так сильно, что я больше ничего о том дне не помню, даже как добрался до дома».

Бакинское Метро Архитектор К.И. Сенчихин длительное время был директором Бакметропроекта. Именно ему мы обязаны тем, каким стало метро в городе.
А дело было так.

Институт “Бакметропроект” завершил работу над проектом первой очереди. Константин Иванович поехал в Москву для защиты проекта в Министерстве Транспорта СССР. В выступлении на совещании Министр предложил сократить стоимость строительства за счет уменьшения платформ метростанций и числа вагонов в составе. Никто из присутствовавших за проект не заступился.
Тогда слово взял Сенчихин и доказал, что в таком быстрорастущем промышленном городе, как Баку, нельзя рассматривать только сиюминутную выгоду, забывая, что очень скоро придется тратить гораздо большие суммы на увеличение платформ, так как перестраивать всегда дороже.

Это выступление решило судьбу бакинского метро, но министр никогда не простил архитектору критики в свой адрес. Когда первая очередь метрополитена была сдана в эксплуатацию, правительство Азербайджана представило в Министерство Транспорта СССР бумаги для награждения директора Бакметропроекта К.И. Сенчихина и директора Бактоннельстроя А.И. Абдулрагимова высшим орденом страны – орденом Ленина. Вот тут-то министр транспорта и попомнил Константину Ивановичу свое поражение – наградил его считающимся менее почетным орденом Трудового Красного Знамени.

По проектам Сенчихина строились многие станции бакинского метрополитена, в том числе Гянджлик, Шаумян, Депо, 11 Красная Армия.

Станция 11 Красная Армия (ныне «20 yanvar») стала последним проектом Константина Ивановича.
Эту работу он выполнял совместно с талантливым скульптором Азербайджана Токаем Мамедовым. Завершал проект он уже совершенно больным, но и в больнице работал до последнего дня. Открывавший станцию Первый Секретарь ЦК КП Азербайджана К.Б. Багиров, узнав от метростроевцев, что автор ее, архитектор Константин Иванович Сенчихин скончался накануне, возмутился отсутствием сообщений в прессе о его кончине, и на следующий день во всех республиканских газетах был напечатан некролог.

Скончался Константин Иванович Сенчихин в 1985 году.

А. К. Ханмамедова, Т. К. Ханмамедов, Дж. Ханмамедов


Реклама